Плагиат для чайников

В сегодняшней «двухминутке ненависти» публикуется гостевой пост Артема Платонова, посвящённый плагиату в настольных играх. Артём рассказывает что такое плагиат, приводит примеры некорректных заимствований и показывает, по каким признакам можно распознать подобные действия применительно к настольным играм. 

Плагиат в настольных играх – тема довольно-таки нажористая. В этом можно убедиться, набрав в поисковике соответствующий запрос (здесь особенно доставляют ворованные статьи про плагиат в настолках), а небрежно обронённым «да этот ваш Диксит – копия Имаджинариума!!!» можно вызвать настоящий холивар.

Если мы отловим десять любителей настольных игр и попросим их рассказать, что такое плагиат, то обнаружим, что все десять дадут нам свою собственную трактовку этого понятия. В общем, конечно, эти трактовки будут схожи, но почему тогда количество плагиаторов-авторов настолок со временем не уменьшается – если, казалось бы, все знают, что это такое и почему это плохо?

А мы украдём, а потом скажем, что сами придумали!

Если не заморачиваться с юридическими определениями, можно определить плагиат как выдачу чужого труда за свой. Например, труда художников и дизайнеров, если мы говорим о плагиате оформления игры. Или труда автора, если мы имеем в виду плагиат игровой механики или текста правил. Плагиатор, ничего не сделав для создания своего продукта, присвоил чужой и выдает его за собственный – вот оно, воровство в чистом виде.

На этом статью можно было бы и закончить, если бы всё и в самом деле было так просто. Однако в качестве оправданий от плагиаторов и к ним примкнувших (а также несправедливо заподозренных в воровстве) мы часто слышим слова «заимствование идей» и «совпадение». И в самом деле, заимствование идей и совпадения плагиатом не являются. Но где проходит граница между воровством чужого и случайного совпадения со своим? Как правильно изменять исходную игру, чтобы не бояться обвинений в воровстве? Чем «Крокодил» отличается от «Активити» и они оба – от «Писумея»? Скандалы, интриги, расследования – прямо здесь и прямо сейчас!

Брюки превращаются… превращаются брюки…

Чтобы понять, что такое плагиат в настольных играх, следует вначале понять, что им не является. Так, заимствование общей идеи или идей – это не плагиат, поскольку законом защищается лишь воплощение идеи, а не она сама как таковая.

Вот взять, например, идею игры, где можно играть лесными эльфами, охраной дворца и злодеем. И если игрок играет эльфами то эльфы в лесу, домики деревяные набигают солдаты дворца и злодеи. Однако игру про корованы и набигание деревяных домиков можно сделать разную – коллекционную карточную, или с полем и фишками а-ля «Монополия», или вообще чисто на дайсах (этот вариант я уже джва года жду). То, что вас осенило про корованы и злодеев, не означает, что все, у кого в играх были, есть и будут корованы, должны отстегивать вам роялти. Из этого же, кстати, следует, что игры на основе народных, широко распространенных игр (например, карточного «Дурака») также не являются плагиатом, поскольку не только не имеют автора, но и представляют собой лишь голую механику, «одеть» которую можно различнейшими путями. Пример – «Свинтус», который некоторыми считается плагиатом UNO, тогда как они обе являются наследниками народной карточной «101».

Меня терзают смутные сомненья…

Одним из индикаторов того, что перед вами – плагиат, может быть пересказ правил игроку-новичку. Если вы объясняете их вроде «Короче, в «Мафию» играл? Здесь то же самое, только Кончиту Вурст добавили», для автора игры дело плохо. Добавление новых элементов (персонажей, кубиков, фишек акул и т.д.) не делает игру другой, точно так же как добавление шильдика «ShuangHuan» к BMW X5 не делает ее другой машиной.

Не имея четких определений плагиата, многие любители настолок пользуютсяощущениями. Но является ли ощущение «Ёлы-палы, это же %название игры%!» признаком плагиата? Скорее нет, чем да. Так как ощущение – это совокупность информации от органов чувств, неудивительно, что драфт карт до опупения в первую очередь вызовет ассоциацию с «Доминионом» (у олдскулов – с пасьянсами), броски стопицот кубиков на попадание – с Warhammer 40K (у олдскулов – с D&D или GURPS), битва картами с  руки – с MTG (у олдскулов – с «Дураком») и так далее. Поэтому ощущения могут являться первым тревожным звоночком о плагиате, но могут быть и ложной тревогой, особенно если обе игры принадлежат к одному жанру.

Самый же простой способ ухватить плагиатора за яйцы – это прогнать текст правил через любой анализатор текста. Юные неумелые плагиаторы заменяют лишь названия в исходном тексте, оставляя нетронутой его структуру и ключевые словосочетания, что отлично видно всем, кроме них. Так получилось, например, с игровой системой Warhorn, в которой бдительные граждане опознали слегка перелицованную систему Art of Tactics.

Но в случае, если текст правил переписан заново («отрерайчен»), всё усложняется. Без микроскопии тут не обойтись.

LEGO для игроделов

Если мы примемся рассматривать механику настольных игр в микроскоп, вскоре обнаружим, что все они в той или иной степени «копируют» друг друга, поскольку используют одни и те же идеи и элементы, отличаясь только оформлением и подачей этой идеи. Это лучше всего заметно в жанрах карточных игр, где можно встретить и рубилово орками с эльфами, и танковый бой Второй мировой, и мочилово космических армад в глубоком будущем. Но везде там будут использоваться карты одного формата и одни и те же механики (зоны игрового стола, визуализация подействовавшей карты и т.д.). Поскольку настольные игры симулируют реальность, выбор компонентов этой самой симуляции у игроделов сильно ограничен.

Так, генератором случайных чисел в подавляющем большинстве игр выступают кубики, перемешивание стопки карт или вынимание объекта вслепую из непрозрачного мешка. Средством визуализации игрового объекта может служить плоский (карта, жетон) или объемный объект (фишка). Расстояния могут замеряться эталоном (линейкой) или с помощью уже нанесенной на игровое поле сетки. И до тех пор, пока прогресс не даст нам дешевых и доступных материалов  (электронной бумаги для карточек, мгновенной печати фигурки выкладываемого монстра, отображение фишек с помощью голографии и так далее) – использование однотипных элементов и однотипных действий, связанных с ними (вроде поворота использованной карты), плагиатом считаться не будет.

Если сравнить каждый такой базовый элемент игровой механики с шестеренкой, то игра – это механизм из нескольких шестеренок, соединенных определенным образом. Все игроделы пользуются одинаковыми шестеренками, однако игры получаются разными, потому что число шестерен и способы их зацепления образуют уникальный механизм. Если вы скопируете этот механизм, покрасив шестеренки в синий цвет вместо красного (возьмем UNO и все цвета заменим на негативные!), это будет считаться плагиатом. Если вместо шестеренок вы будете использовать резиновые круги (вместо кубика ВНЕЗАПНО будем использовать колоду из 6 карт!) – это также будет плагиатом. Если вы упростите механизм, убрав половину шестеренок (даешь MTG без менеджмента земель!) – это снова будет плагиатом. А вот если вы возьмете популярный механизм, снимете все шестерни с валов и пересоберете так, чтобы всё вошло в зацепление по-новому, получится новая оригинальная игра безо всякого воровства.

В заключение рассмотрим всё вышесказанное на конкретных примерах.

Дано: игра-пантомима на ассоциации, музыка народная, слова народные

Вердикт: всё ОК, оригинальная разработка неизвестно кого неизвестно когда

Дано: «Крокодил» / «Активити» и т.д.

Вердикт: всё ОК, поскольку на ничью игровую механику натянули свое оформление

Дано: «Рисумей» / «Пиктомания» и т.д.

Вердикт: всё ОК, поскольку ничью игровую механику оформили и дополнили: теперь нужно не говорить, а рисовать

Дано: «Писумей»

Вердикт: плагиат – рисовать нужно те же слова, что и в «Рисумее», только делать это надо не фломастером на бумаге, а на снегу… На снегу, короче.

P.S.

В процессе написания появилась идея ежегодного вручения премии деятелям, замеченным в чересчур бодрых заимствованиях. Статуэток (бюст акулы, делающей ластой фэйспалм) видится три: золотая, серебряная и бронзовая. Призеры будут определяться по результатам открытого голосования. Что скажете?

Источник: http://www.boardgamer.ru/plagiat-dlya-chajnikov

Pin It

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *